Это старая версия сайта (архив) — новая версия доступна по ссылке http://www.rdt.org.ru/

Социально-психологическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ряжском дорожном техникуме

В последние годы остро стоит вопрос о создании условий социально - психологического развития личности подростка в том случае, если его социальные отношения искажаются в силу объективных обстоятельств. Они затрагивают в том числе и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате происходят глубокие нарушения социальных связей таких подростков в открытом социуме, понижается их социальный статус, растет дезадаптация и социальная некомпетентность. Ежегодно такие дети делают свой выбор в пользу среднего профессионального образования, где продолжается процесс становления их личности, решаются задачи профессиональной подготовки, повышения их образовательного уровня, обеспечения социальной адаптации и профессиональной реабилитации. Так и в Ряжский дорожный техникум ежегодно поступают такие студенты.  Период обучения в техникуме рассматривается как переходный к реальной самостоятельной жизни. Задачей данного периода необходимо считать повышение потенциала личностной и профессиональной адаптации детей-сирот в процессе их социализации (ресоциализации) в условиях обучения в техникуме. Помимо нарушений в личностном развитии, студенты-сироты имеют достаточно низкую мотивацию к получению профессии. Также, достаточно серьёзной проблемой при работе с такими студентами  является их негативное отношение к здоровому образу жизни, себе и окружающему миру. Проблемы социально-психологической адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, отличаются особой сложностью. Ведь для включения социальных сирот в нормальную жизнь, для их приобщения к социальным ценностям и нормам необходимо изменить сам образ жизни этих детей, их отношение к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к ближайшему окружению и обществу в целом. Для этого в Ряжском дорожном техникуме проводятся определённые мероприятия, которые помогут детям, пережившим сильнейшую психологическую драму и находящимся в трудной жизненной ситуации, благополучно интегрироваться в общество.
А именно:
1) профилактика отклонений студентов-сирот в социальном развитии и полноценный учёт индивидуально-психологических особенностей и педагогическое наблюдение за развитием студентов данной категории, создание оптимальных условий для успешной социальной адаптации таких студентов.  
Направления деятельности:
− создание благоприятного психологического климата в процессе обучения в техникуме;
− выстраивание отношений сотрудничества, дружеского общения среди участников учебного процесса;
− предупреждение психологических перегрузок студентов с помощью тренингов, психологических игр, практикумов, дискуссий;
− применение в процессе обучения  здоровьесберегающих  технологий (таких как осуществление индивидуального подхода при проведении занятий, организация благоприятного психологического климата занятий, формирование ЗОЖ);
− обеспечение социально-психологической поддержки и помощи студентам техникума;
− проведение бесед, классных часов, семинаров по духовно-  нравственной тематике;
2) формирование устойчивой мотивации к получению специальности студентов, относящихся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также содействие их профессионально-личностному развитию.
Направление деятельности:
− создание позитивной, доверительной атмосферы в учебной группе;
− повышение уровня самосознания студентов с целью позитивного участия  в учебной и общественной жизни техникума;
− проведение социально-психологических тренингов, семинаров, мастер- классов, практикумов, игр с целью предупреждения перегрузок, переутомления, стрессовых ситуаций в процессе обучения студентов в техникуме;
− участие студентов в профессиональных конкурсах на уровне учреждения;
3) формирование у студентов данной категории устойчивого позитивного отношения к здоровому образу жизни, к себе, окружающему миру, профилактика отклонений в их социальном развитии.
Направление деятельности:
− проведение семинаров, «круглых столов», конференций, акций по проблемам наркомании, алкоголизма, курения, ВИЧ, пропаганде здорового образа жизни;
− проведение мероприятий, воспитывающих у студентов правильное отношение к окружающему миру, человеку;
− проведение спортивных праздников, соревнований, кроссов, эстафет на уровне техникума, города, области;
Непрерывно ведется оказание социально-психологической поддержки студентам, находящимся в трудной жизненной ситуации, ситуации стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
− проведение мониторинговых исследований психологического здоровья студентов в виде диагностик, опросников, анкет, тестирования (заполнение бланков диагностик «Карта наблюдений», «Карта риска суицида» и др.);
− психологическое сопровождение социального и личностного развития студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности посредством бесед, консультаций, наблюдения;
− формирование у студентов техникума способности к самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию, саморазвитию с помощью тренингов, практикумов, семинаров и т.п.
В результате такой работы все меньше детей — сирот вовлекаются в ассоциальные группы, большинство успешно адаптируется к новым учебным условиям, в рамках техникума находят себе увлечение по интересам (факультативы, кружки, проекты, неформальные творческие студенческие объединения), благодаря чему повышается общий уровень учебной мотивации и социальной адаптации таких студентов.
 

Педагог – психолог Светлана Анатольевна Юмашева

Total votes: 167

Комментарии

Здравствуйте!

Хотелось бы позаимствовать вашу статью и разместить у себя на блоге.
Само собой, будет ссылка на ваш сайт

Ответ

Да в принципе мы не против, напишите арес вашего блога, пожалуйста, интересно его посмотреть

Здравствуйте!

Хотелось бы позаимствовать вашу статью и разместить у себя на блоге.
Само собой, будет ссылка на ваш сайт