Это старая версия сайта (архив) — новая версия доступна по ссылке http://www.rdt.org.ru/

Четвертая власть

Как известно, техникум должен готовить студентов к жизни в современном мире. При бурном развитии этого мира человеку приходится многому учиться самостоятельно — это диктует неумолимая реальность. Поэтому необходимо учить студентов самостоятельно мыслить, находить решения проблемы, используя знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. Как один из компонентов умения учиться можно выделить способность организовывать собственную деятельность и деятельность других людей. Этим обусловлено распространение методов и технологий на основе исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность студентов и преподавателя, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение ее общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выбранных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая рефлексию результатов деятельности. Это было и есть основополагающей теоретической базой нашего проекта «Студенческое объединение «Пресс-центр «Магистраль». Творческая деятельность студентов в основе своей имеет главную цель  - воспитание студентов РДТ патриотами, уважающими страну и государство России, свой родной край и техникум, перспективными и знающими будущими специалистами, трудолюбивыми, уважающими свой и чужой труд людьми, личностями, тонко чувствующими прекрасное, способными самим создавать это прекрасное,  проводящими свой досуг грамотно и с пользой для себя и  окружающих, а также имеющими чувство юмора, столь помогающее жить и выживать в сложных условиях жизни.
 В процессе работы над газетой ярко проявляются творческие способности студентов. Они сами определяют круг своих интересов и пишут о том, что волнует их лично. Как это происходит, уже неоднократно описано методистами и психологами. Так например, используются разнообразные формы работы с информацией:  поиск в различных источниках (Интернет, социальные сети, беседы с однокурсниками, преподавателями, администрацией);   отбор наиболее интересного и адекватного нашему читателю материала; осмысление;  творческая переработка информации; критический анализ и оценка;  создание собственного текста и фото. Разный жизненный опыт, разный объем информации и стиль изложения, свое личностное наполнение информации, излагаемой для газеты — все это делает работы наших авторов неповторимыми, хотя далеко не всегда небезупречными. Но я не вижу смысла в полном обезличивании авторского языка, хотя правка, особенно правописательная, иногда просто необходима.
Как и при любой проектной деятельности работа над каждым номером «Магистрали» имеет несколько этапов: 1) постановка цели и задачи, их формулирование. При этом студентам предлагается выбрать для себя наиболее интересную тему или при отсутствии такой сформулировать ее самому, 2) обсуждение возможных источников информации и оформления темы, 3) первичное обсуждение готового материала с целью улучшения его качества, 4) обсуждение конечного продукта, 5) решение вопросов оформления номера.
И здесь, как при любом виде проектной деятельности, при работе над газетой, ценен  не только результат работы, но в большей степени и сам процесс.
 Хотелось бы сказать, что ребятам газета интересна, но кураторы и активы групп могли бы шире использовать ее при проведении классных часов, поскольку повторюсь, цель газеты — воспитание молодежи.
 Название наших рубрик говорит само за себя: «На службе Отечеству». Многие наши выпускники после окончания техникума выполняют свой гражданский долг и служат в рядах Российской армии. Поэтому рассказы тех, кто уже отслужил, бесспорно, интересны всем, особенно юношам. Но я не вижу свою цель в создании благостной картинки воинской службы, мы стараемся максимально правдиво, но без «чернухи» отражать реальные события. Так, «Магистраль» в свое время писала и о погибших ребятах -  выпускниках техникума. Есть рубрика «Из жизни выпускников». Разными дорогами развела судьба тех, кто учился в стенах РДТ.  Разве не интересно было узнать сегодняшним студентам о том,  что Саша Фролов строит дороги в олимпийском Сочи, побывал в Америке на курсах обучения новым технологиям, что Антон Караваев работал на космодроме Плисецк, ликвидировал последствия теракта на железной дороге в Тверской области в 2007 году, что Ксюша Моисеева и Кристина Гришина работают в русско-германской дорожной фирме «Автобан» и т.д.  Непременно отражаем в газете новости с практик. Особенно наполнены впечатлениями бывают ребята четвертого курса, когда приезжают с разных мест, рассказывают об условиях работы и жизни, о том, как проводили свой досуг, как о них заботились их новые руководители и т.д.  С неменьшим интересом студенты, будущие техники – механики,  пишут о своей практике в мастерских и на полигоне, где они осваивают рабочие профессии, а студенты (техники-строители) строители рассказ0ывают о работе с приборами на местности.
 Наша популярная рубрика -  «Стихами сокровенное озвучу». Несмотря на чисто техническую и экономическую ориентацию нашего учебного  заведения у нас, слава богу, есть студенты, которые пишут стихи. Очень талантливая студентка Соня Терехина, группа 4206. У нее -  перо легкое, большой словарный запас, тонкость чувств. Андрей Миронов, группа 3106. У Андрея  есть недостатки в поэтических формах, многословен, но явно можно работать над улучшением, активно пишет также и в прозе. В  этом учебном году появились неординарно мыслящая Марина Минасян, группа 2206 и  Наира Канцян, группа  1331. Таким образом, даже «поэтами» нас бог не обидел, а уж читать их творения тем более есть кому.
Есть еще несколько направлений в нашей деятельности: «Досуг и творчество», «О спорте», «Размышления студентов на тему» и другие. Но особой популярностью пользуется рубрика «Из наших объяснительных». У заведующей дорожно-строительным отделением Поповой Натальи Викторовны, берем самые смешные, глупые, неадекватные объяснительные студентов по поводу их отсутствия на занятиях. Смеемся от души, потому что специально так не выдумаешь.
 Как я рассматриваю свои функции как руководителя данного проекта? Прежде всего, я — координатор процесса, помогаю в поиске нужной темы, нужной информации, поощряю студентов, поддерживаю обратную связь. Если попробовать искусственно устраниться, по моему мнению, полностью целостного процесса работы может не получиться.
В процессе работы над нашей газетой студенты осваивают новые виды опыта: опыт сотрудничества и общения, опыт творчества, из пассивных исполнителей превращаются в активные субъекты творческой деятельности. Совместная же деятельность студентов способствует формированию и развитию личностных качеств, необходимых современному специалисту.
 

Бывшева Наталья Анатольевна – преподаватель иностранных языков Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального учреждения «Ряжский дорожный техникум».

Total votes: 127