Это старая версия сайта (архив) — новая версия доступна по ссылке http://www.rdt.org.ru/

Использование метода проектов при изучении дисциплины Статистика

«Все, что я познаю, я знаю,

для чего мне надо, и где и как

я могу эти знания применить»

Основной тезис современного понимания

метода проектов «Новые педагогические и информационные

технологии в системе образования» (под ред. Е.С. Полат)
 М.: Академия, 2005
 

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы нашего столетия в США.
Его называли также  методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического образования в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи.
Дж. Дьюи предполагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, считаясь с его личным интересом именно в этом знании.
Применяя этот метод, очень важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях,  которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего,  когда? Вот тут-то и требуется проблема,  взятая  из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо прилагать полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести. Где,  каким образом? Преподаватель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска. В результате ученики должны самостоятельно решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей,  получить реальный и ощутимый результат.
Разумеется, со временем реализация метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение  полученных знаний.
Разумеется, при этом становится обязательной презентация результатов исследования.
Потребность применить в своей работе метод проектов возникла у меня 15 лет назад,  когда я  стала преподавать дисциплину «Статистика».
Изучение  этой  дисциплины входит в программу обучения будущих бухгалтеров и менеджеров, чья профессиональная деятельность связана со сбором, обработкой и анализом информации.
Для  студентов -  вчерашних выпускников девятых классов  - это достаточно сложная дисциплина, она базируется на знаниях, которые уже должны у них быть: по математике, информатике, экономической теории.
Также  непросты  категории и методы самой статистики: вариационный, индексный, корреляционно - регрессионный анализ и другие.
Кроме  того, с первого взгляда дисциплина «Статистика» может показаться скучной, ведь язык статистики - язык цифр.  А для  многих  этот  язык  - сух и однообразен.
Очевидно, надо было заинтересовать студента, поставить перед ним проблему, для решения которой он сам бы стремился получить определённые знания.
Поэтому, наряду со стандартным изучением предмета: лекции, практические работы, контрольные - я стала предлагать желающим поработать над темами, которые содержали проблему:
 -   Мир студента... Жизнь - не сахар ... или чего нам не хватает для полного счастья?
-   Курить или не курить?
-   Ряжск. Уехать или остаться?
-   Молодежь    Ряжского    района:     положение,    проблемы, перспективы.
Сделав соответствующий выбор, ребята собирали теоретический и статистический материал, оформляли его в отчёт и выступали перед группой с презентацией.
            Как показывает опыт, выполнение проектной работы оказывает большое воздействие на развитие способностей студентов, повышает интерес к предмету, учит связывать теорию с практикой.
Во время    работы   над   проблемой   проявляются   способности   личности студента, его отношение к окружающей жизни, прививаются правильные понятия об этических нормах.
Студент из слушателя превращается в собеседника, отходит от пассивного созерцания готовых истин к совместному думанью: сам решает, что и зачем ему надо учить, составляет индивидуальный план действий. При этом от него требуется усилия разума и воли.
Преподаватель выступает в роли консультанта: указывает основные направления, помогает в отборе материала, примеров, фактов, в определении структуры творческого отчета, стимулирует творчество студентов.
При изучении мотивов участия студентов в исследовательской работе стало заметно, что в начале работы над темой многими движет желание без экзамена получить оценку по статистике.
Но, чем дальше, тем более активно им приходится работать, тем более они испытывают чувство удовлетворенности от сделанных ими «открытий», от общения с взрослыми людьми, заинтересованными той же, что и они, определенной проблемой.
Помимо работы с литературой, студентам приходится обращаться в организации, добиваясь получения информации у специалистов разных уровней. При этом они приобретают навыки культуры общения.
Несколько лет назад к исследовательской работе привлекались только отлично успевающие студенты. Затем желающих становилось больше, и отказывать им не было причины. Сама  собой  возникла  необходимость  обстоятельного  разбора  работ.
До обсуждения тем назначались оппоненты, которые заранее знакомились с отчетом,  готовили отзывы.
На семинарском занятии после выступления  докладчика в обсуждение включались и другие студенты группы и, совместно с преподавателем, выставляли оценку.
             По итогам семинаров раз в год проводилась конференция, на которой  заслушивались лучшие доклады.
Материалы  конференций неоднократно публиковались в районной газете, оказываясь интересными для многих, так как содержали результаты опросов студентов техникума, их родителей, показатели самых разных аспектов жизни города.
Материалы  исследований впоследствии использовались при проведении классных часов в техникуме.
Лучшие творческие отчеты студентов неоднократно выдвигались на областные конкурсы, не оставаясь там незамеченными и одерживая победы.
Этим лишний раз подтверждается правильность выбранного метода обучения.
             В сентябре прошедшего учебного  года  я  получила заказ от администрации техникума на проведение исследования по теме: «Проблемы и возможности выпускника техникума при его первичном трудоустройстве».
Заказ был  принят к исполнению.
Работа над проектом продолжалась с разной интенсивностью с сентября по март.

    Далее представлен Ход работы преподавателя и студентов:

1.    Перед началом работы со студентами преподавателю необходимо чётко сформулировать педагогическую цель, задачи и желаемый результат.

•    В данном случае цель:

Стимулировать интерес студентов к определённой проблеме, предполагающей владение некоторой суммой знаний и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.

•    При этом решаются  следующие задачи:

-    Развитие у студентов интереса и положительной мотивации к обучению.
-    Развитие учебно–исследовательских, познавательных умений и способностей, творческой инициативы.
-    Привитие  навыков  работы в команде.
-    Формирование у студентов коммуникативной, информационной и социально- трудовой компетенций, являющихся основой для самостоятельной трудовой деятельности будущих молодых специалистов на рынке труда.

•    В результате студенты должны:

-    Закрепить  знания, полученные в ходе изучения курса «Статистика» по проведению статистического исследования(статистическое наблюдение по определённому плану; сводка и группировка полученных данных; анализ данных с помощью статистических показателей; представление данных).
-    Овладеть практическими навыками сбора, систематизации и анализа материалов для решения поставленной проблемы.
-    Научиться работать в команде.

2.    Выделить  исследовательскую  группу из числа студентов (по их желанию) – 3 человека и составить  план работы над проектом.

    План работы над проектом.
 

Этапы работы

Задача

Сроки выполнения

Деятельность студентов

  1. Постановка проблемы

Мотивировать студентов к осуществлению исследовательской деятельности, аргументировать значимость поставленной проблемы

Сентябрь

Уточняют информацию, обсуждают проблему

  1. Планирование действий, распределение функций между участниками группы

Распределить ответственность за определенные участки работы. Выбрать источники информации

Сентябрь

Распределяют функции, знакомятся с критериями оценки выполняемой работы

  1. Подбор методик исследования и теоретическая подготовка

Изучить соответствующие материалы по теории статистики. Изучить теорию по существу поставленной проблемы

Октябрь 

Изучают методики исследований согласно курсу «Статистика»

  1. Сбор собственного материала, его анализ и обобщение

Осуществить сбор информации, выполнить практическую часть проекта

Октябрь ‑ ноябрь

Осуществляют сбор информации и ее структурирование, проводят анализ полученной информации, анализ статей и др., выполняют практическую работу с аргументированными выводами

  1. Продукт

Оформление статистического анализа и электронной презентации

Декабрь

Осуществляют оформление проекта, готовят презентацию

  1. Презентация

Защита проекта на основе электронной презентации «статистический анализ современного рынка труда»

Март

Проводят электронную презентацию, участвуют в коллективной оценке результатов проекта

3.    Совместно со студентами определить цель, задачи и методы данного исследования.

•    Цель исследования:

-    Изучение проблем и возможностей выпускника техникума при его первичном трудоустройстве.

•    Задачи исследования:

-    Охарактеризовать особенности современного рынка труда.
-    Выявить основные направления поиска работы.
-    Помочь выпускнику техникума уверенно действовать на современном рынке труда, добиться поставленных целей и получать удовлетворение от своего труда.

•    Методы исследования:

-    Статистическое наблюдение (сбор информации: публикации в прессе, сеть Интернет, документация «Службы содействия трудоустройству выпускников техникума», результаты опросов студентов, информация городского центра занятости ).
-    Сводка и группировка данных.
-    Представление данных (построение таблиц и графиков).
-    Анализ данных с соответствующими выводами и предложениями.

4.    Оформление отчёта и электронной презентации.

    Структура отчёта:

Выступления студентов исследовательской группы

Введение (обоснование актуальности темы)
1)    Особенности современного рынка труда (теоретические аспекты)

2)    Статистика рынка труда в РФ.

Демонстрация графиков с комментариями по позициям:

-    соотношение резюме и вакансий;
-    распределение открытых за последнее время вакансий;
-    предлагаемая зарплата;
-    требования к образованию, опыту работы и полу;
-    требования к возрасту и внешности;
-    требования к стрессоустойчивости и коммуникабельности;
-    самые разыскиваемые и самые предлагаемые вакансии;
-    география поиска работы;
-    структура занятости населения по отраслям;
-    самая интересная и самая скучная работа.

3)    Проблема выпускников техникума на рынке труда:

-    причины возникновения проблем с трудоустройством;
-    результаты опроса студентов различных специальностей техникума об их требованиях к предполагаемой работе и тех качествах, которые они могут предложить работодателю.

4)    Практические советы выпускнику, когда начинать готовиться к поиску работы и где ее искать:

-    в своем учебном заведении (служба содействия трудоустройству выпускников);
-    объявления в газетах и рассылка резюме;
-    по интернету;
-    через государственный центр занятости;
-    при помощи друзей и знакомых.

5)    Заключение

Обращение участников следовательской группы к администрации техникума о введении учебного курса «Молодой специалист на рынке труда», целью которого является подготовка студентов к самостоятельной деятельности на рынке труда и развитие у студентов интереса и мотивации к обучению в целом.

5.    Презентация результатов исследования студентам группы.

6.    Обсуждение презентации  и  её оценка в соответствии с критериями:

Материал исследования вызвал немалый интерес преподавателей и администрации техникума и позволил студентам ответить на ряд актуальных вопросов.
Источники информации:
1.    Учебная литература:
     Статистика под редакцией В.С. Мхитаряна. – М.: ACADEMIA, 2003
     Теория статистики. Учебник под редакцией проф. Р.А.Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2002
     Практикум по теории статистики под редакцией проф. Р.А.Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2002
             «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» (под                                        ред. Е.С. Полат)  М.: Академия, 2005
2.    Материалы периодической печати по ситуации на рынке труда
3.    Сеть INTERNET сайты: Rabota.ru, Яндекс работа, РИА – новости, РОССТАТ, РОСТРУД; www.trudvsem
4.    Результаты опроса студентов техникума
5.    С.В. Чернов – учебный курс «Молодой специалист на рынке труда» Журнал «Среднее профессиональное образование №6, 2011»

 

Беляева Ираида Борисовна – преподаватель  дисциплины  Статистика Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального учреждения «Ряжский дорожный техникум».

Total votes: 102